Сосновский Н.
Покидая Вавилон налегке


_____Вавилон пал в 539 г. до Р.Х. Добро восторжествовало. Жители возликовали. Плененные иудеи смогли в очередной, но не в последний раз вернуться домой, не почувствовав, однако, значительных перемен к лучшему в своей повседневной жизни. Так, чтобы всем и сразу стало лучше, вообще не бывает - особенно в результате одолений и потрясений. И тогда, видимо лет где-то через 10-20 после падения Вавилона, родился один из главных мифов человечества: миф о том, что Вавилонде вот-вот не сегодня-завтра падет, рухнет, и тогда мы все заживем на славу, обнявшись, как братья и сестры.
_____Миф доныне жив, регулярно рушатся очередные Вавилоны, а тем временем павший Вавилон крепнет и расползается по свету жирным пятном,- вот вкратце суть и "основное противоречие" современной эпохи. И всех других тоже.
_____Субкультура - это способ самочинно, не дожидаясь его формального падения, удалиться из Вавилона, создав вокруг себя и своих друзей иллюзорную групповую реальность. Или свой собственный Вавилон - это уже смотря какая субкультура.
_____Поэтому миф о Вавилоне субкультуре необходим, хотя бы просто как олицетворение Великого Отказа от немилых и постылых лживых ценностей господствующей культуры. При этом, как и любой миф, он, как это ни парадоксально, пытается черпать силу в системности, категориальности, теоретичности, рациональном обосновании и выведении себя из самых разных респектабе льных философских и научных традиций прошлого. Впрочем, вполне возможно, что это козни Вавилона, и по-настоящему неопровержим лишь миф, отдающий себе отчет в собственной мифологичности.
_____В большинстве западных (включая наши родные "скифские") субкультур этот миф вошел в интерпретации субкультуры растафари (рэггей-раста, раста и т.п.), более других приведшей его в систему. Причиной приязни многих молодежных субкультур к субкультуре растафари и ее идейному арсеналу было и то, что раста - одна из немногих субкультур, которой заказано мирное врастание в Вавилон, потому что ее носители - не затосковавшие по лунному свету и чему-то несбыточно красивому (в любом обличьи: "Нигилист идеализирует безобразное",- говорил Ф.Ницше, и это правильно) юные граждане Вавилона, а дно, вавилонская лимита, у каждого из них на лбу написано:"Чужой". Это не игра в контркультуру на досуге, а отпетость всерьез и бесповоротно.
_____Иными словами, для тех субкультур, которые осознают себя контркультурой, растафари, как и вообще "черная культура" выступает образцом бескомпромиссности и отчаянной забубенности (1). Ясно, что больше всех притягивать к растафари должно тех, кто всех отпетее, бойчее и озорнее - панков. Не зря в "основополагающей и классической" работе Дика Хэбдиджа "Субкультура: смысл стиля", из которой бессовестно передираются целые куски каждым вторым из пишущих о молодежной культуре, есть глава "Панк-растафари", а Элвис панк-рока Джонни Роттен называл свое творчество "белым рэггей". У нас растафари тоже зачаровывает в первую очередь "интеллектуальную верхушку" панков - от Плюхи до Егора Летова (хотя подлинный, самородный русский панк - это не рефлексирующие смутьяны и доктринерствующие баламуты-анархисты, а чумазая пэтэушная шпана, о рэггей не слыхавшая). Летов, кстати, рассказывал, какое ошеломляющее впечатление произвела на него музыка рэггей, музыкальное выражение растафари. Альбом бирмингемской группы "Steel Pulse" "Handsworth Revolution" вызвал у Егора такие чувства: "Нас унижают, нас мочат, нас попирают, но все, что я есть, это: ВАВИЛОН ПАДЕТ ("КонтрКультУра", 1991,#3, с.18).
_____Тем не менее, у нас растафари остается очень малоизвестной диковинкой, символом некоего экзотического изыска, в отличие от Запада, на молодежную культуру практически не повлиявшим. То у Майка Науменко появятся загадочные песни с перевранными названиями "Растафара" и "Натти Дрэда", где Б.Г. исполняет партию "голоса воина Джа", то у самого Б.Г. проскочит: "Я возьму свое там, где я увижу свое, Белый растафари, прозрачный цыган..." или "И что с того, что я не вписан в ваш план, И даже с того, что я не растаман". Но смысл всего этого для широких масс околотусовочной общественности остается туманным. Похоже, что Джа Растафари (не считая чисто музыкального влияния рэггей, например, на Гребенщикова или московский "Кабинет") остается у нас примерно тем же, что чахоточный румянец или нездоровая бледность (бабушка моя гимназисткой нарочно для этого уксус пила по утрам) для эпохи декадентов: символом приобщенности к узкому кругу субкультурной элиты, непонятной непосвященным тонкостью. Похоже, прав был патриарх растафари Рас Сэм Браун, сказавший на Международной теократической ассамблее растафари (Кингстон, июль 1983г.), что-де растафари победоносно шагает по планете (следует перечисление стран и континентов), и "единственное место, с которым у нас нет покуда прямых связей, это страны за Железным Занавесом". Далее, правда, крупнейший мыслитель растафари добавляет, что это неспроста, а по умыслу Джа Растафари: серпом и молотом тот задумал сокрушить западный мир (Вавилон то есть), а там и настанет эра Растафари (2). Тут и Егор Летов бы не возразил!
_____Правда, настоящие растаманы (то есть последователи растафари) и у нас не такая уж невидаль, хотя и встречаются в основном лишь в самых отдаленных закоулках родимого андеграунда. Как и вообще растафари, в основном это опять-таки влияние рэггей: группы "Апокалипсис". "Остров", но в первую очередь - "Комитет Охраны Тепла". О последнем проникновенно написал С.Гурьев: "...Это был, конечно, никакой не "припанкованный рэггей"... Даже, собственно, "рэггей" здесь не проходило как четкое определение. Это был разве что совершенно неоформленный, импульсивный реггей, даже просто мечта о рэггей, причем мечта стоически осознанно несбыточная. Если к тому же учесть, что рэггей и все растаманство - это тоже мечта - ямайская мечта о мифически обетованной Ефиопии, возносящей рядового негра до абсолютного еврея, то русский рэггей будет уже мифической мечтой о мифической мечте.
_____Возможность рэггей в России почему-то исстари отрицалась всеми от мала до велика, от Башлачева до Зофара Хашимова. Дескать, если ты за Полярным кругом играешь рэггей, так ты там в пальмовых трусах и ходи. "А нам нужны ---------". Хотя контекст может просто измениться, и условный негр, околевающий на северном полюсе, окажется круче живого негра на берегах Замбези...

 "Черное на белом - кто-то был не  прав
 Я  внеплановый сын  африканских трав
 Я танцую рэггей на черном снегу
 Моя тень на твоем берегу" (3).

_____ Простив умнице Гурьеву употребление слова "негр", для растамана оскорбительного, т.к. в растафари оно означает примерно то же, что для нас "совок", стоит подивиться точности формулировки.
_____Однако, бескомпромиссность и максимализм - не самое, пожалуй, главное достоинство контркультуры. Так уж получается, что любой нонконформистский стиль вначале порождает модные штампы и пошлость грушницких (кто из жлобов лермонтовской поры не ломал из себя Байрона, не хулил бездушный свет, равнодушный к терзаниям возвышенной души? - почитай-ка мемуары Булгарина, очень назидательное чтение), а потом разваливается на два новых (4) (хотя внешне вроде бы сохраняющих все черты изначального стиля): нонконформистский (условно назовем его роковым), но уже какой-то более исступленный и надрывный, и конформистский (условно назовем его попсовым - кстати, с "делами 60-х" такой развал произошел у нас на глазах, поэтому и понадобилось его как-то словесно зафиксировать, еще в середине 60-х под поп-культурой понимали то, что сейчас мы называем роком в противовес "popular". Иначе говоря, любая контркультура - а все великие перемены в мироощущении рождались как контркультура, в том числе и мировые религии - обречена на искажающий изначальный порыв скудоумный ригоризм, либо на пошлость, тиражирующие ее общие места. И нечего сетовать и размазывать сопли по поводу несбывшейся Великой Мечты нашей юности. Не цинизм, а мудрость бытия состоит в том, что все значительное и делающее наш мир лучше входит в жизнь в виде пошлости. Иначе оно бы так и осталось достоянием горстки умников, сокровенной эзотерикой, не смогло бы войти в массовое сознание (как говорил один пошляк, "овладеть массами"). Совершая самоубийство, контркультура оплодотворяет чахнущие ценности "большого общества", делает его чуть-чуть, но лучше - а в полном мере все равно бы не получилось, но мы-то помним мудрый лозунг: "Будьте реалистами - требуйте невозможного". И тогда через поколение средний обыватель невольно станет чуточку помягче, не столь чопорным и зажатым, а вместо пижамы наденет джинсы и мачку с Марком Боланом. Ты ЭТОГО хотел? А чего тогда?
_____Так что субкультура контркультурного типа (фу ты, Господи!) одновременно обречена и непобедима. В землю обетованную он все равно не приведет, зато Вавилон сделает немножечко на нее похожим. Потому что Сион - миф, а Вавилон - реальность.
_____Поэтому самое интересное в растафари - вовсе не ее якобы небывалый иммунитет супротив коммерциализации, разжижения бунтарского запала и т.д. - тут Лада Дэнс и Макси Прист соврать не дадут, - а нечто иное. А именно: растафари - едва ли не единственный опыт расовой контекстуальной контркультуры, аналогичной "власти цветов", но точнее соответствующей своей среде.Прежде, чем рассказать, наконец, что же такое растафари и кто такой неведомый нам Джа, злоупотреблю еще немного терпением читателя и попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
_____Наверное, черный хиппи в Кингстоне или Абиджане выглядел бы нелепо. абсурдно даже. Мы с вами, правда, тоже не в Сан-Франциско выросли, хотя с малолетства подражаем Джерри Гарсиа и Бобу Дилану. У субкультуры вообще есть такое хитрое свойство: сама она строится как инверсия норм и ценностей Системы (не в нашем смысле, а в нормальном, изначальном и всеобщем, где Система=Вавилон=истэблишмент=мертвечина), но в другой среде, где и Система другая, и ценности иные, она неожиданно вновь выворачивает ценностный набор наизнанку, превраща ясь во что-то совсем "не то". Особенно при пересечении Железного Занавеса и Среднерусской возвышенности. Блистательный телекрасавец В.Молчанов как-то раз по-доброму отозвался о хиппи: у него-де самого были друзья-хиппи, а вот теперь они служат послами державы в разных странах. Хиппи-мгимошник - явление чисто советское, вроде несуразногозверя Тяни-Толкай из "Айболита". По крайней мере, хиппи-госдеповцев вряд ли пруд пруди, а ведь тамошний режим в плане справок-объективок и характеристик-рекомендаций в этом смысле помягче.
_____Очевидно, пора решиться трезво перетряхнуть живописный антураж идеалистической нашей юности и признаться самим себе, что на самом деле то, что выдавалось 2О с лишним лет назад за хиппи, было советской разновидностью мажоров, попперов и хайлайфистов, забавой на досуге для младшего поколения выездной советской номенклатуры. Не последним делом при этом было подчеркнуть свою особость и элитарность. В более же ортодоксальном и последовательном варианте это превратилось в "Систему". Здесь уже все было всерьез, без параллельной карьеры в МИДе, но Боже мой! - разве эта безрадостная, с тягомотным надрывом угрюмая тусовка и есть тот беззаботный дурашливый карнавал, праздник разноцветной утопии? Как говаривал по похожему поводу старик Шкловский, "прости, учитель ... климат у нас резко континентальный".Не Сан-Франциско и даже не Христиания. Да и вычеркиваться из жизни приходилось взаправду, а делать это беспечно и радостно трудновато. Д.Судзуки сказал об учившихся у него дзэну битниках: "Много ребячливости, но мало детской непосредственности". Здесь и с ребячливостью случился облом. Как-то так получилось, что слишком мало во всем этом оказалось "хиппистской лапши" (меня когда-то это словцо очень обидело, а подумать - может это и неплохо - "лапша"?), мало блаженного идиотского ( в хорошем смысле слова) благодушия. Зато много настороженности и задора ( в очень плохом смысле). романтизм наш зол и агрессивен ...
_____Если классифицировать субкультуры по неофрейдистски, то на крайнем полюсе жизнелюбия окажутся хиппи, а на крайнем некрофильском - панки. Несомненно, единственным способом перехитрить репрессивную Господствующую Культуру во все века был гедонистический аскетизм (или аскетический гедонизм - как угодно). Отсюда и длинная череда традиции, ведущей к "власти цветов" через века и народы. *1 Простыми словами - это когда ты наслаждаешься жизнью без того, чтобы подминать ее под себя. Кайф исходит от любви, а не от мертвечины.
_____Трагизм гедонистического аскетизма в условиях резко континентального климата - в постоянной необходимости обороняться. Он либо превращается в простой гедонизм, которому надо еще много всего сверх данного тебе природой безвозмездно, и тогда жизнь превращается в крысиные гонки за удовольствиями, ну, тут и кайфу конец, либо же сползает к противоположному полюсу.
_____Это и в языке отразилось. Никто почти в "Системе" себя хиппи не называет, но - "системным пиплом". И правильно делает. "Прекрасным народом" и "детьми цветов" "Систему" тоже как-то язык не поворачивается назвать. Что "власть цветов" мне милее - дело личное, что тут спорить? Но что "Система" и хиппи - вещи разные, готов спорить долго. Если бы только это имело смысл. Вот бы "дети цветов" 60-х удивились, что альтернативная культура может называться "Системой", а популярное место московской тусовки - "Вавилоном". Да и слово "хиппи" язык отторгает:"Хиппарь","Хиппак","Хиппуешь".......!",- все это больше пристало герою Миши Шуфутинского и Вилли Токарева, чем Мелани и Моррисона.
_____Иное дело панк. Он лишь по недоразумению возник в Британии, идеальное же культурное пространство обрел в индустриальных центрах Урала и Сибири. Как тут и был. Кстати, он у нас долгую традицию имеет, у нас юродство и кликушество недаром святы. Типичным панком в быту и опричной символике был Иван Грозный. Последующие тоже. Метла и песья голова, шутовские свадьбы и ледовые дворцы - всю дорогу с нами. Грозный даже эссе свои подписывал соответственно: Парфений Уродливый. Прямая дорога к Свину и Алексу Оголтелому. Хотя Ivan the Terrible - тоже очень не слабо звучит, не хуже, чем Johnny Rotten или Sid Vicious.
_____Скинов ("бритоголовых") мы тоже гопниками, люберами и т.д. далеко обошли. Пожалуй, единственной органичной и адекватной климату и национальным традициям гедонистически-аскетической субкультурой стали у нас митьки. Но к митькам наша история тоже сурова: все больше лже-митьки да лже-Дмитрии. незлобливые митьки, говорят, были потрясены тем, что в районе Зауралья у них появились подражатели, облаченные в тельники и ватники, обожающие портвейн и советские телесериалы, называющие друг друга братками, но в остальном - лютые гопники, не дающие никому спуску. Мне, правда, тоже, если уж соединять в нечто родное традиции и дух битничества и хиппи, джинсы и Дженис Джоплин почему-то милее и роднее,чем тельняшка и "дык, елы-палы". Может быть, потому, что в эту лужу меня и так всю жизнь тыкала за загривок чья-то настойчивая рука?
_____ Есть такое богословское понятие:"контекстуальная теология". Это попытки (черная теология, теология освобождения, африканская, феминистская и т.д.) переосмыслить и интерпретировать Писание, исходя из своей собственной, а не Августина или Фомы жизненной ситуации, чтобы придать ему живой смысл и связь с реалиями собственной жизни. Понятно, что для жителя южноафриканского бантустана или Амазонии они разные. Так вот, субкультура тоже должна быть контекстуальной. Иначе она теряет смысл и может превратиться в какую-то неожиданно другую. РАСТАФАРИ как раз и есть способ воплотить извечные цели "власти цветов":Мир, Любовь, Свобода, Естественность, Нестяжание, - в контексте бытия черной диаспоры или африканского горожанина.Таким образом, это во многом аналог хиппи, но с поправкой на (тоже довольно суровый) тропический климат. Солнце у них там печет - немилосердно. Поэтому, наряду с благодушием, нетерпимости в растафари тоже много. В общем, все как у нас. Хотя полезно посмотреть, как выбираются из Системы Вавилона (Системы, опять же, не в нашем, а в повсеместно принятом смысле) другие. Ведь выбираться каждому приходится самому и на подручных средствах. У Гэри Снайдера или Джерри Гарсиа немногому научишься, если живешь в Луанде или Новокраматорске.
_____Растафари - субкультура уникальная, ни одна другая не претерпевала столько причудливых метаморфоз. *2
_____Она и возникла вначале как синкретический афро-христианский религиозный культ, потом едва не превратилась в политическое движение и идеологию, но все-таки выбралась на верный путь, став субкультурой черной молодежи. А по краям ее уже разъедает коррозия моды, броского стиля, выхода в тираж. Так что все идет так, как на свете и заведено.
_____Зародилось растафари (последователи обычно называют его "движением", но чаще - "культурой", для краткости - просто "раста") в 1930 г. на Ямайке из гремучей смеси афрохристианских и неоафриканских (т.е. созданных черными рабами уже в Новом свете из чисто африканских элементов, но в Африке не встречающихся) культов сионских, апостольских, ривайвалистских сект, движения за создание автономных "эфиопских" ( в смысле "африканских" - под этим именем Африка упоминается в англиканском переводе Библии 1611 г. - Библии Якова 1, церквей, ожидавших скорого прихода Мессии и избавления черной расы в тысячелетнем царстве справедливости, а также из ходившей по рукам пропагандистской литературы черного национализма, в популярной форме рассказывавшей о том, что черная раса всех древней, что она создала мировую цивилизацию и вообще все сколь-нибудь ценное, а уж затем злобные и хищные европейцы коварно поработили отцов мировой культуры, а чтобы замести следы - извратили и фальсифицировали историю, приписав себе все величайшие достижения черной расы и объявив великих черных мудрецов прошлого - от Эзопа и Ганнибала до Платона и Архимеда - белыми. Там же разъяснялось, что и древние иудеи (а стало быть, и все положительные герои Ветхого Завета), и Христос с апостолами тоже были не кем иными, как африканцами - следовали хитроумные дедуктивные доказательства. *3
_____ Особо по вкусу бедолагам и горемыкам из трущоб Кингстона пришлась проповедь Маркуса Гарви. "Временный президент Африки в изгнании",наделавший перед тем большую кутерьму и много шума в США своим движением "Назад в Африку", был выслан по месту жительства за финансовые непорядки, граничившие с мошенничеством, в управлении пароходной компанией "Черная звезда", специально созданной, чтобы перевезти маявшихся в Новом Свете афроамериканцев на историческую родину - единственное место, где они, как учил Гарви, могли бы жить достойно.В 1927-1935 гг. Гарви жил на родном острове (родом он был как раз с Ямайки) и регулярно выступал в парках и клубах Кингстона. Пламенный оратор и великий популяризатор ( по стилю и содержанию речей - черный Жириновский) н столько поведал в лицах о великом прошлом Африки и особой исторической миссии черной расы, но и предрек, что вскоре в Африке воцарится черный император, и тогда - пора, это и будет знак Избавления. император соберет вновь воедино рассеянную по свету черную расу и настанет эпоха ее торжества и величия, как было заведено в древности. Когда местные газеты сообщили, что 2 ноября 1930 г. рас (князь) Тэфэри Мэкконнен (или Рас Тафари - отсюда и название "движения") короновался императором Эфиопии под именем Хайле Селассие 1 (т.е. "Власть Троицы), получив наследственный титул эфиопской Соломоновой династии - предполагалось, что династия пошла от царя Соломона и царицы Савской - Царь Царей, Лев Иудейский, Избранный Богом свет мира, Защитник веры из Дома Соломонова и проч., то сведущим людям, помнившим пророчества Гарви и Писание *4, не составило труда смекнуть, что тут к чему.
_____ Сразу три пророка - Хоуэлл, Данкли и Хибберт - практически независимо друг от друга начали проповедь божественности Раса Тафари, того самого, о ком Иоанн Богослов говорил как о сидящем на престоле Льве от корня Давидова, который одолеет зло и снимет семь печатей со священной Книги.
_____Самая колоритная фигура среди них - Леонард Хоуэлл, человек тертый и бывалый, а заодно, видимо, враль и мистификатор с харизматическим даром. По его рассказам, он был "знатоком африканского языка" и участником англо-ашантийской войны 1896 г. ( если так, то долголетие его поразительно: в 1980 г. он был еще жив). В 1930 г. Хоуэлл опубликовал "Обетованный ключ" - переложение для народного ума идей черного национализма и мистических учений мессианского толка, вычитанных им из самых разных источников. Внимательно проштудировав Библию, Хоуэлл и его соратники нашли в ней десятки скрытых указаний на избранность черной расы и африканское происхождение Писания *5.
_____Считалось, что Библия, первоначальный язык которой - амхарский, государственный язык Эфиопии, была умышленно искажена при переводе, чтобы утаить правду о "превосходстве черной расы". Но остались намеки, которые может расшифровать вдумчивый читатель.
_____Хоуэллом была основана община в Пиннакле, в лучшие годы доходившая до 1 600 человек - "братии", позже появилось и другое название - "растаман". Община дважды - в 1941 и 1954 гг. - разгонялась полицией, сам Хоуэлл дважды сидел за мошенничество ( так власти расценили продажу портретов Хайле Селассие - "пропусков в Африку"), за призывы к неподчинению любому правительству, кроме эфиопского и пропаганду "травы мудрости" - марихуаны - для очищения сознания от "умственного рабства" западного рационализма и глубокого проникновения в мистическую суть вещей и событий.
_____Хоуэлл сформулировал основные положения растафари, но под конец его "понесло": он объявил себя живым богом Гангунгу Мараджем, рангом немного пониже, чем Джа Растафари. В результате братия от него отступилась, а сам он помещен в сумасшедший дом.
_____В Пиннакле и других общинах братии (brethren and sistren, I-dren на жаргоне расты) изучались амхарский язык и история Африки. амхарский, видимо, изучался-таки скверно, знатоки амхарского мне сказали, что большинство "амхарских" фраз в песнях рэггей смысла не имеют. Зато история изучалась на совесть.
_____Вот фрагмент из сочинения видного мыслителя растафари "Князя" Эдварда Эммануэля: "Древние эфиопы происходят от атлантов. Эфиопами были Адам и Ева. Египтяне тоже были эфиопами. предки Иисуса Христа были эфиопами. В Пи сании есть много доказательств тому, что древние иудеи были чернокожими. Современные историки показали, что в культуре и языке народов Африки до сих пор сохранились остатки религии и языка древних иудеев. В древние времена чернокожие эфиопы правили миром, а белокожие варвары на Севере ходили в шкурах и жили в пещерах" *6.
_____Здесь же сложились и основные представления расты секстанского периода. пока в 60-е и 70-е в "движение растафари" не пришли магистры и доктора наук, доктрина разрабатывалась колоритным типом интеллигента-босяка, самоучкой превзошедшего все науки. Среди самых выдающихся - Роберт Хидс, "Князь" Эдвард Эммануэль, братки (Bra и Bro - обычная приставка, как и "рас", к "растаманскому" имени, бравшемуся взамен "рабского") Буста, Ватто, Филипп, браток Соломон, мартиммо Планно ( он, кстати, был первым гуру Боба Марли, позже рассорившегося с ним и перешедшего в "12 колен Израилевых" Пророка Гэда, а перед самой смертью - в Эфиопскую православную церковь), рас Сэм Браун, Рас Дэниэл Хартман и другие сермяжные мыслители. новое поколение растаманов из университетов лишь перевело все это в сферу иносказания, культурной мифологии, поэтического прозрения и т.д., подведя под них "научную базу".
_____История и культура любого народа насквозь придумана, досочинена и жива в основном мифами.
_____Растафари - уникально отважный опыт сочинения себе комфортной реальности, новой истории, религии и культуры взамен старых, осточертевших и унизительных.
_____В растафари много разночтений в представлениях, и братия очень терпима к свободомыслию и праву на собственную концепцию, основные положения, на которых сходились все общины, группы и организации *7, следующие *8:

  • Хайле Селассие I- живой бог, очередное и последнее - среди предыдущих были Моисей и Христос - воплощение бога чернокожих Джа Растафари (Джа - искаженное английское произношение имени Иегова).
  • Чернокожие - это библейские иудеи, белые же евреи - самозванцы.
  • За грехи Джа наказал свой избранный народ 400-летним вавилонским пленением, которое вот-вот должно закончиться, и тогда из Вавилона черные иудеи вернутся на холм Сионский, известный непосвященным как Аддис-Абеба.
  • В нужный момент Джа Растапфари пришлет корабли, а поведет их Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя.
  • В ожидании репатриации следовало морально к ней готовиться, так как самая большая беда, постигшая черных иудеев в неволе вавилонской - это утрата самобытности.
  • Раболепствующих перед западной культуров в светлое будущее не возьмут. Поэтому надо развивать в себе естественность в противовес искусственности западной цивилизации, мистическое восприятие в противовес рассудочности, культивировать "африканский" стиль жизни, кухню, одежду, прически, имена, манеры ...

  • Примечания:

    *1 См., например, Xenakis J. "Hippies and Cinics.//Inquiry", - Boston,1973, vol.16,n1, начинающуюся фразой "Хиппизм - последнее проявление кинизма", а также десятки других (к сожалению, обычно на уровне поверхностных параллелей) работ. См. также материалы по источникам и составным частям хиппизма в Забриски Пойнт и первом Райдере.

    *2 О растафари написаны сотни статей и полсотни книг. У нас, к сожалению, не вышло ничего, кроме нескольких моих работ, которые я и наберусь наглости порекомендовать тем, кто хотел бы прочесть о расте подробнее: Сосновский Н. "Культура растафари" в зарубежной литературе:Панафриканизм, Ветхий Завет и рок-музыка//Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып.3-йМ., 1991, с.130-198; Он же. На полпути к себе ("движение растафари": религия? идеология? мода?)//Восток.-М76 1991, N6; Он же. Музыка рэггей, Хайле Селассие 1 и мифы исторического сознания.//"Иностранная литература", 1992, N4. Все работы куцые, но если Джа Растафари благоволит, в этом году должна выйти отдельная книга о растафари.

    *3 В взгляде "черной теологии" на библейскую историю подробнее см: Сосновский Н. Теология свободы: искушение истматом.//Восток, 1992, N1

    *4 Откр.5 и 19, Псалом 68 (67 по Синодальному изд.):"Придут вельможи из Египта, Эфиопия прострет руки свои к Богу" и др. фрагменты.

    *5 Считалось, что особо явные намеки содержатся в следующих фрагментах ( по английскому изданию нумерация не всегда совпадает с Синодальным): Псалмы 18,21, 29,48,87,137; Иерем.8,23,28, Лев.11,21; Второзак.16; Исайя 11,43; Малах.1; Евр. 11; 1 Коринф.4; 1 Тимоф.6; Иоанн.4; 2 фесс.3; Иезек. 5;13,23; Откр. 13,15,17,18,19, 22; Матф.1:1, 1:6; Особенно "хорошо сохранившейся" считалась Книга Бытия.

    *6 Let us guide our destiny to Ithiopia. - kingston,n.d.,p.28.

    *7 Групп этих бесчисленное множество, чтобы не загромождать статью занудным перечислением, упомяну лишь некоторые: Миссия Царя Царей, Эфиопское общество Спасения, Эфиопская коптская церковь, Эфиопская космическая вера, африканский центр рекрутирования движения растафари, Растафаристская ассоциация репатриации, Торжествующая церковь Джа Растафари, Божественный теократический храм Растафари, Растафарианский Вфриканский национальный конгресс и еще несколько десятков. Но сегодня растафари - это не организационная структура, а то, что называется "неформальными движениями", и подобием инфраструктуры служит сеть студий грамзаписи и "саунд системз" - дискотек рэггей.

    *8 Поскольку цель этой статьи несколько иная, я лишь бегло и вскользь коснусь истории расты и рэггей, умолчав о Бобе Марли - с надеждой вернуться к этому в будущем.

    Home
    Kompost

    sound by
    bob marley
    redemption song