Bолосы
Hair

пьеса: Jerome Ragni, James Rajo
музыка:Galt MacDermot
режиссер: Milos Forman
сценарий: Michael Weller

_____ Еще в 1965 году молодые американские актеры музыкального театра Джеймс Рахо и Джером Раньи решили создать пьесу, которая пропагандировала и декларировала бы идеи хиппи. Они написали либретто и тексты песен, а вот с автором музыки пришлось повозиться... В том смысле, что искали его целых два года.Наконец, требуемое лицо было найдено - им оказался молодой музыкант с не очень музыкальной, на наш слух, фамилией и не очень хрустальным именем: звали его Галт МакДермо. И скрывался Галт от призыва в армию, то есть источал пацифизм.Общим и усилиями вышеперечисленных людей и был создан рок-мьюзикл ВОЛОСЫ в 1967-м году. Можно много рассуждать о новаторском характере этой работы, но фразы все будут звучать очень казенно :"раскрытие чаяний молодежи, внутреннего мира" и т.д. Главное - ВОЛОСЫ стали своеобразным манифестом молодежи против войны во Вьетнаме. Пьеса впервые была поставлена на шекспировском фестивале в октябре 1967 года, затем, не признанная официальным театром Бродвея из-за своей нестандартности (использование хип-слэнга, рок-ансамбля, который заменил традиционный эстрадный оркестр, фривольность, динамичность танцевальных номеров, а также нагота актеров в некоторых сценах пьесы, шокировшая публику и критиков), в течение нескольких месяцев она шла только в бывшем танцевальном зале одного из полуразрушенных домов Бродвея, обреченных на снос. Но деньги есть деньги - официальным кругам пришлось обратить внимание на спектакль, ибо, говоря современным русским кошмарным языком, "молодежь от него тащилась, как шланг по асфальту"... Пьеса успешно совпала с накалом антивоенных настроений: демонстрации, сжигание призывных повесток на ступенях Белого Дома, самоубийства, как протест против призыва в Вооруженные силы. Официальные бродвейские воротилы решили держать нос по ветру и поставить ВОЛОСЫ у себя, но соответственно причесав и пригладив. И вот в апреле 1968 года она была поставлена на Бродвее, шла там без перерыва 4 года и выдержала 1750 спектаклей. За рубежом она тоже пришлась по вкусу: ее играли на 14 языках в 22 странах, кроме СССР ,Китая и Албании, разумеется.
_____ Милош Форман, которого забрийсская общественность любит за "Полет над гнездом кукушки", как родного папу, присутствовал на одном из первых представлений на Бродвее. Пьеса режиссеру очень понравилась, хотя он не понял ни единого словечка из-за чудовищного слэнга, на котором изъяснялись герои. Но музыка и вся атмосфера происходящего сделали свое дело. Форман решил экранизировать ВОЛОСЫ, но целых 10 лет авторы пьесы не давали ему своего согласия. Они считали, что режиссер-европеец вряд ли сможет раскрыть сугубо американскую тему как следует. А вот в 1975 году, после выхода на экран "Полета над гнездом ..." по роману Кена Кизи (Форман получил за фильм "Оскара" и мировое признание), разрешение на экранизацию было получено, и фирма "Уорнер Бразерс" выделила на съемки 10 млн. долларов.
_____ Совместно со сценаристом Уэллером Форман решил переделать сценарий пьесы так, чтоб ликвидировать все условности театральной постановки и максимально приблизить происходящее к реальной жизни.
_____ Действие большинства сцен, в пьесе происходивших в сельской местности, на природе, Форман поместил в Центральный Парк Нью-Йорка (т.к., по его личным воспоминаниям, именно этот парк в конце 60-х был излюбленным местом сбора американских хиппи, политических выступлений, митингов, концертов рок-групп).
_____ Форман по-своему обошелся и с темой вьетнамской войны: его герой не просто отправляется воевать во Вьетнам, оставив своим друзьям-хиппи на память остриженные волосы, формановский герой погибает в этой проклятой мясорубке.Все моменты, связанные с действием галлюциногенов, Форман трактовал как фейерическое действо, символизирующее свободу духа и нонконформистские устремления. Отсюда - своеобразная трактовка танцевальных номеров: режиссер выбирает совершенно свободную хореографию, которую в любой момент можно заменить хаотическим бегом, всеобщей импровизацией, но если внимательно присмотреться, то понимаешь - каждое движение, каждый жест здесь тщательно рассчитан.
_____ Форман вторгся и в музыкальную ткань мьюзикла: он выбросил 3 первоначальные песни, не соответствующие драматургии фильма, и добавил новые, написанные по его заказу все тем же Галтом МакДермотом.
_____ Многим успех фильма обязан и блестящим актерским работам Дэнона Сэвэджа, Трита Уильямса, Беверли Д'Анжело и др. Но иногда все же там чувствуется присутствие голливудских штампов, главная ставка на мелодраму, от давления этих моментов спасает прекрасная операторская работа Мирослава Ондржичка.
_____ Критика по-разному отнеслась к этой работе известного режиссера. И в советской прессе можно было встретить самые полярные высказывания: от скептических, презрительно ругательных до восторженных. Например, господин Капралов писал так: "ВОЛОСЫ претендуют на роль БРОНЕНОСЦА ПОТЕМКИНА в выражении американского молодежного протеста".
_____ В ответ на скептическое замечание одного из критиков, назвавшего ВОЛОСЫ "ностальгическими слезами по прошлому", Форман сказал: "Пока на свете существуют длинноволосые ребята и до тех пор, пока они все не будут коротко острижены, фильм не может быть ностальгическим".
_____ Фильм вышел в 1979 году. Три главных мелодии - "Aquarius", "Good Morning Starshine", "Let The Sunshine In" - попали в репертуар бесчисленного количества групп и исполнителей.



_____ От редакции: материал подготовлен творческим объединением ДИАЛОГ, которое муниципалы выгнали из помещения на Таганке, хорошо известного многим про-HAIR-настроенным жителям города Москвы. Управы на муниципалов не найти, ибо новым хозяевам старой жизни плевать на культуру, тем более - волосатую. При возможности, ДИАЛОГ обещал представить более подробный отчет по ВОЛОСАМ. Для этого необходимо эвакуировать запертые в помещении архивы объединения. Будем надеяться на лучшее...
Home
Kompost